Таня (magic_design) wrote,
Таня
magic_design

Categories:

Сказ о Единорогах. Продолжение 2

Начало: https://magic-design.livejournal.com/226786.html

Продолжение: https://magic-design.livejournal.com/238661.html


А теперь перейдем к распространению образа Единорога в Европе.

Как мы помним из первой части, в Римской империи существовали монеты с изображением Быка-Единорога, которые со временем, по мере исчезновения живых единорогов и памяти о них, вытеснили изображения двурогого быка. Но некая связь Бык-Единорог, конечно, осталась. И скорее всего, именно поэтому знаменитого коня Александра Македонского Буцефала (быкоголовый) стали подозревать в принадлежности семейству Единорогов. Если рассматривать популярную сейчас версию, что Буцефал был Ахалтекинцем, тогда, к потомкам Единорога его причисляют верно.

Фантастические изображения коня Александра Македонского в средние века превышают все ожидания.

Очень интересная статья про Буцефала вот здесь: https://wutheringkites.livejournal.com/187564.html

Несколько иллюстраций из неё:

1.png



2.png

2.png


Второй путь распространения образа Лошади-Единорога – религиозный.

Считается, что Ветхий Завет написан с XIII по II веках до н.э. Поэтому, в нем не может не быть Единорогов. Собственно, так оно и есть, но пойдём по порядку.
Что значит рог в христианстве?

У Моисея после разговора на горе Синай с Богом на лбу вырастает рог. Это очень интересный момент, вызвавший трудности у переводчиков.

Фрагменты из книги «Страдающее Средневековье»:

«По самой распространенной версии, рога на его (Моисея) голове появились в христианской иконографии в результате ошибки, которую сделал Иероним Стридонский (342–419/420), переводя Ветхий Завет с древнееврейского на латынь.

(Моисей) … во второй раз поднялся на Синай, где Господь вновь продиктовал ему заповеди, которым должен был следовать народ Израилев. Пробыв на горе 40 дней и 40 ночей, Моисей, осененный божественной благодатью, спустился вниз.
Если открыть русский синодальный перевод, сделанный в XIX в., мы прочтем, что «когда сходил Моисей с горы Синая», он «не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (34:29). Однако в латинском переводе (Вульгате), который сделал Иероним, это место выглядит совсем не так: там сказано, что Моисей «не знал, что лице его стало рогато („cornuta“)». В греческом переводе Ветхого Завета, т. н. Септуагинте (III—I вв. до н. э.), с которой потом был сделан церковнославянский перевод (а на его основе — уже современный русский), в этом месте никаких рогов нет.

Иероним, безусловно, был знаком с греческим переводом Книги Исход. Как тогда он мог допустить такую странную ошибку? Многие полагают, что он перепутал похожие слова «сияние» и «рога», но дело обстоит не совсем так. В древнееврейском тексте в этом месте стоит уникальный глагол «каран», образованный от существительного «керен» — «рог» (что означало слово «каран» изначально, не совсем ясно, но позже его стали толковать как «сияние»). Вероятно, стремясь описать Божью славу, осенившую Моисея после того, как он во второй раз вернулся с Синая, Иероним остановился на слове «рог» вполне осознанно, и его перевод, по сути, более точен, чем Септуагинта.





…крошечная сцена Преображения Господня из немецкого Евангелиария Уты, созданного ок. 1025 г. Как рассказывается в трех из четырех Евангелий, Христос вместе с тремя учениками взошел на гору, «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:2–3). На миниатюре по правую руку Спасителя выглядывает Моисей, у которого посреди лба, словно у единорога, торчит один длинный рог (Илл. 4). Так в сцене, где на Христа, которого часто именовали «новым Моисеем», снизошла божественная слава, появляется и сам Моисей, который тоже некогда спустился с горы, преображенный божественным светом».

Конец цитаты из книги.


Перейдем к Единорогу-животному.

Сейчас очень много желающих подогнать действительность, которая была во времена священных писаний, под ожидания нашего времени. И отсутствие Единорогов в наших зоопарках, но присутствие их в Библии, стараются списать на ошибки перевода. Например, в самом писании Единорог и Бык чередуются. Но! Мы-то теперь знаем, что это один и тот же зверь, а для поздних переводчиков это было аргументом, что Единорога не существовало, ведь Единорог, по их представлениям, должен был быть похожим на лошадь. Однако Лошадь-Единорог обитала севернее.

Заглянем в Писание.

Ветхий Завет:

Книга Чисел, XXIII, 22: «Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него».

Книга Чисел, XXIV, 8: «Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]».

Книга Иова, XXXIX, 9-12: «9. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?

10. Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?

11. Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою?

12. Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?»

Псалтирь, XXI, 22: «спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня».

Псалтирь, XXVIII, 6: «и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу».

Псалтирь, XCI, 11: «а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем».

А вот и подмена Единорога Буйволом (на совести переводчиков).

Исаия, 34, 7:

Английский вариант (с Единорогами - Unicorns ): «And the unicorns shall come down with them, and the bullocks with the bulls; and their land shall be soaked with blood, and their dust made fat with fatness».

Русский, Синодальный (уже с буйволами): «И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука».

Второзаконие, 33, 17:

Английский вариант (с рогом Единорога – horns of unicorns): «His glory is like the firstling of his bullock, and his horns are like the horns of unicorns: with them he shall push the people together to the ends of the earth: and they are the ten thousands of Ephraim, and they are the thousands of Manasseh».

Русский, Синодальный (уже с буйволами): «крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины».

Русский, Елизаветинская Библия на русском (с сохраненными Единорогами): «Первородный юнца доброта его, рози единорога рози его: ими языки избодет вкупе даже до края земли: сия тмы ефремовы, и сия тысящи манассиины».

Всё бы хорошо, только смысл, которому изначальная иллюстрация Единорог, гораздо шире, чем тот, который появляется после замены Единорога на обычное животное.

Продолжим.

В средние века, как и в наше время, очень трудно ухватить источник каких-нибудь знаний. Мнение одного автора после цитаты другим – становится истиной.

Например.

Символом Иисуса Христа изначально был Единорог, однако, затем стал Рыба. А Единорог перешел в символику Девы Марии.

И вот вопрос. Легенда о том, что покорить Единорога может только непорочная дева, произошла от образа Девы Марии и Единорога, или Единорог перешел в символы Девы Марии из-за этой легенды?

К счастью, для наших целей это не важно. А то утонуть в болоте средневековых фейков, снабженных интерпретациями нашего времени, очень легко.

Однако надо иметь некоторое представление, куда определили Единорога в средние века.



«Мистическая охота на единорога — аллегорическое изображение евангельской истории Благовещения Девы Марии, получившее распространение в западноевропейском искусстве позднего средневековья. Изображения мистической охоты известны по живописным работам, гравюрам и ксилографиям XV века.

В данной аллегорической композиции Дева Мария изображается в иконографии hortus conclusus, призванной подчеркнуть её непорочность. Единорог изображается либо с головой, лежащей на коленях Богородицы, либо отдыхающим в саду. В сад в образе охотника входит архангел Гавриил. Он преследует единорога, трубит в горн, вооружён копьём. Его сопровождают четыре собаки, символизирующие христианские добродетели Милосердие, Истину, Мир и Справедливость или монахов-доминиканцев, стремящихся к милосердию, миру и постижению божественной истины.

Сюжет мистической охоты связан с легендой, что единорога может укротить только девственница, которой в аллегории выступает Богоматерь, перед чистотой которой единорог теряет свою изворотливость и становится покорным. В этой аллегории Дева Мария выступает как земное убежище мистического единорога-Христа». (Википедия).

Тридентский собор 1545-63 гг. запретил изображать единорога в качестве аллегории Христа и непорочного зачатия.

Второй путь распространения – символизм и астрология.

Вернемся к Шумерам.

Сюжет со Львом и Единорогом.

У шумеров эти животные присутствуют на цилиндрических печатях. Но просто вплетены в сюжет.



А вот уже в Персеполе уже происходит борьба Льва и Единорога.



Что именно символизируют эти животные – сказать сложно.

Нам интересно, что этот сюжет благополучно перешел в геральдику, литературу, архитектуру, изобразительное искусство и дожил до наших дней.

В греческом городе Акантосе встречаем монету, где Лев побеждает Быка-Единорога, а под соперниками знак рыбы.



Заметим, что эта монета появилась задолго ДО Рождества Христова.

«Поединок льва и единорога — частый образ в росписи синагог.
В одном из мидрашей рассказывается о том как царь Давид был свидетелем поединка льва и единорога. Давид пас овец и, приняв единорога за гору взобрался к нему на спину. Единорог встал и пастух оказался на небе. По просьбе Давида Бог послал льва, который принудил единорога пасть ниц, после чего пастух спустился на землю.

Также лев является символом колена Иегуды, а единорог символом колена Эфраима. Колено Иегуды возглавляло Южное Израильское царство, а колено Эфраима — Северное Израильское царство. Эти царства враждовали между собой. После того, как десять колен Северного царства были угнаны, они считаются потерянными и будут найдены только с приходом мессии. Поединок льва и единорога в росписях напоминает, что с приходом мессии должны объединиться ранее враждовавшие Северное и Южное царство, символами которых являются эти животные». (Википедия).


В интернете гуляет невероятный фейк, о котором надо знать, чтобы понимать всё про наших домашних геральдиков. Фраза, которую постят с указанием источника:

«Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии». Источник: Köhne v. В. Das Kaiserlich Russische Reichs-Wappen. Reiter und Doppel-Adler (Hierzu zwei Tafeln). Berlin, 1882, S. 4. Эта статья с небольшими сокращениями и без рисунков была помещена в газете St. Petersburger Zeitung, № 143, 146, 148, 149, 152, в мае и июне 1882 г.

А попробуйте найти эту статью. Газеты за этот год в сети нету.

Переведем название статьи: «Императорский российский герб. Всадник и двуглавый орел (две пластины). Берлин, 1882, с. 4».

Если эта статья и существует, что под вопросом, так как она гуглится только с привязкой к этой фразе, то акцент в ней не об исследовании римских префектур.
Вы думаете, это кого-то остановило?

Поэтому, не будем брать в рассмотрение этот «факт».

Перейдем к Астрологии.

Астрология была у шумеров, и по некоторым свидетельствам, рождение её было задолго до шумерской цивилизации.

«В Месопотамии астролатрия зарегистрирована ранее, чем где-либо, поскольку клинописные тексты датируются еще первой половиной третьего тысячелетия до н. э.

Надо сказать, что названия большинства созвездий, дошедших из клинописных текстов, также впервые были сформированы именно в шумерском языке.

Астрология формируется на базе астролатрии. База эта очень простая: каждое шумерское и вавилонское божество имеет два жилища: земное (ниша в храме, где стоит статуя божества) и небесное (либо звезда, либо планета). Шумерское божество пребывает между земным и небесным жилищем, циркулируя то вверх, то вниз. Следовательно, именно астролатрия закладывает основы для астрологии». (В. Емельянов https://philologist.livejournal.com/5713269.html)


«Значение каждого из зодиакальных знаков в шумерской традиции формировалось постепенно на базе ритуального календаря города Ниппура, который был сакральным центром Древнего Шумера.

Козерог.

Знак Козерога связан с минимальным уровнем производительных сил земли и с ее отдыхом. Это самый священный период в году. В шумерской мифологии этот период назывался месяц священной чистоты. В это время открываются врата неба и праведные могут узреть небесный свет. В это время проявляется образ идеального мира, или первоформы мира, т.е. мира, каким он был задуман Творцом еще до своего творения. В этот период мир обретает временное единство и целостность, т.е. состояние, которое он должен достичь в конце своей истории.

Лумашу знака Козерога изображался в виде существа, объединявшего в себе образы «козленка и рыбы», т.е. представлявшего собой зооморфный образ Энки – бородатого хозяина водной стихии, живущего в океане «Абзу» и знающего недоступные тайны глубин. Согласно мифу, изложенному халдейским жрецом Беросом, Энки в этом образе каждую ночь выходил из моря к людям и передавал им знания, необходимые для жизни.

Название созвездия Козерога на шумерском языке состояло из двух слов. Первое слово означает некую рыбу «сухур», игравшую важную роль в культе Энки. Эта рыба приносится в жертву Абзу царем Эанатумом, желающим обрести мудрость и божественное заступничество Энки в борьбе с врагами. Рыбами «сухур» названы в одном позднем тексте семеро шумерских мудрецов, живущих в глубинах океана Абзу. Второе слово хорошо известно и означает «козленок». Козленок почитался у шумеров как существо, в котором скрыта истина, поскольку основным видом гадания в Передней Азии было гадание по печени жертвенного животного.


Солярный контекст связан с рождением первой ипостаси Солнца: Спасителя. В знаке Козерога происходит таинство трансформации Солнца из старика, символизирующего инобытие и смерть, которого олицетворяет Эрра, в младенца, символизирующего бытие и жизнь, который является надеждой и спасителем мира и которого олицетворяет Думузи. Мифологически в этот момент Солнце переходит из мира мертвых в мир живых. Главным следствием подобной трансформации становится временный выход достойных умерших на землю из подземного мира. Именно этот миф лег в основу более поздних мифов о воскресении мертвых.

Бытийный контекст этого месяца состоит в том, чтобы очиститься от последствий столкновений с врагами и восстановить свою целостность. В вавилонских комментариях на этот месяц сказано, что в этот месяц происходит «удаление зла от дома человека», благоприятно омовение в водах священной реки. Возможность подобного очищения обусловлена трансформацией Солнца, что открывает возможность для трансформации зла (инобытия и смерти) в добро (бытие и жизнь). Отношения между добром и злом не просты, и в них есть сложная экзистенциальная диалектика. Добро может перерождаться в зло, зло может перерождаться в добро. С этим месяцем символически связана тайна перерождения зла в добро, т.е. тайна освобождения от смерти и воскресения для жизни.

Также характерно, что с этим месяцем были связаны священные колодцы, вода из которых обладала целительной силой и давала знания. Интересно, что в русской традиции до сих пор вода, набранная на праздник Крещения, который отмечается в период нахождения Солнца в месяце-знаке Козерога, считается исключительно целебной и священной». (Сергей Евтушенко https://arimoya.ru/Astrology/shumerian_tropical_zodiak.html)

Обратим внимание на добро и зло и на воздействие на воду.

Итак, созвездие Козерога обозначалось как Козлорыбец. А мы помним, что наравне с Единорогом-Быком у шумеров был и Козёл-Единорог.
Правил созвездием Сатурн, который у египтян имел имя "Хор — Бык небес".



Посмотрим внимательно на изображение. Бог Энки изображен над Единорогом, и из него струится вода с рыбами. По идее, знак Козерога надо переводить как Единорог+рыбы.

Этот симбиоз передавался следующим образом некоторыми астрологами в средние века.



«Клод Парадин (Claude Paradin Chanoine de Beaujeu; 1510-1573) — французский писатель, коллекционер эмблем и гербов, историк и генеалог. Его книга «Devises heroïques» (авторские издания 1551 и 1557 гг.), собравшая геральдические эмблемы и девизы королевских и аристократических родов, оказала сильное влияние на всю последующую европейскую геральдику; эмблемами Парадина для составления гербов и символических изображений активно пользовались как в XVI, так и в XVII вв. Более того, книга Парадина лежала в основе всех последующих изданий по эмблематике. Уже в 1561 г. она была перепечатана Кристофером Плантеном в Антверпене (с добавлением 37 эмблем), а в 1563 г. вышел ее перевод на голландский язык, в 1591 г. книга была опубликована в Лондоне в английском переводе. Во Франции «Devises heroïques» переиздавалась также на протяжении всего XVII века, иногда с добавлениями картинок и с комментариями Адриена Д’Амбуаза. Эмблемы из «Devises heroïques» послужили образцами для многих произведений декоративно-прикладного и монументального искусства XVI и XVII вв». (https://www.litfund.ru/auction/171/1/)

Видимо, небольшие размеры козла и образ Лошади-Единорога совместились, и в средние века стало преобладать мнение, что Единорог существо небольшого роста.

В следующей части ожидается итог всего исследования)

Продолжение следует…
Tags: Разное, Текст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments