Таня (magic_design) wrote,
Таня
magic_design

О цветах. часть 1.

Меня давно занимает вопрос, как так получилось, что люди воспринимают, практически, полное отсутствие цвета в своей жизни, в обстановке квартиры, в одежде, фотографии, как признак утонченности и аристократизма. Почему яркие цвета воспринимаются как вульгарность, хотя в природе мы видим столько цветов и оттенков, и сочетаний? Почему, вместо того, чтобы учиться искать гармонию в цвете, мы заучиваем шаблоны: «Наталья Ивановна входит; она в розовом платье с зеленым поясом. (…) Ольга (вполголоса, испуганно): На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо», и почему эту цитату из Чехова знают все?? А, ведь, очень много сочетаний розового с зеленым, просто, идеальных! Вспомним, хотя бы, розовую розу на зеленом стебле.
Или, например, готика. Кто сказал, что готика была мрачная и черная? Посмотрите на это буйство красок!



И, как всегда бывает, раз вопрос задан – ответ придет обязательно.
На днях мне подарили потрясающую книгу – Энциклопедия цвета, Анны Стармер. И вот, что я там прочитала:
«… цвет является роскошью сравнительно новой. Всего лишь сто лет назад цвет составлял прерогативу богатства – ведь не существовало ни цветных телевизоров, ни глянцевых цветных журналов и книг, ни пластика, ни искусственных красителей для текстиля.»
Факты:
17 век – Ньютон выяснил, что луч света можно разложить на 7 цветов спектра.
конец 18 – начало 19 века, теорию цвета развил Томас Янг и доказал, что свет разлагается лишь на 3 спектральных цвета.
19 век (1859 год) – Герман Гельмгольц показал, что наш мозг «разбивает» цвет каждого предмета на процентное содержание основных 3-х цветов.
20 век – Эвальд Геринг доказал, что основных цветов – 4.
А в 50-х годах 20 века развитие химической промышленности сделало возможным производство большого числа цветов промышленных красителей.

Таким образом, тысячелетиями люди поклонялись цвету, воспринимали его, как божество. К краскам относились трепетно и их производство было тайной и таинством.
«Я помню негра на старинном рисунке, - наконец проговорила она. - Волхва в золотой короне. Сам он был черен, но одежда его горела как пламя. Видите, и с негром, и с яркими цветами не так уж все просто. Такой краски больше нет, хотя я помню людей, пытавшихся ее сделать. Секрет утерян, как секрет цветного стекла. И золото уже не то. Вчера в библиотеке я видела старый требник. Вы знаете, что тогда писали золотом Божье имя? Теперь золотили бы только слово "золото"». (Г.-К.Честертон «Возвращение Дон Кихота»).
На протяжение всего существования человечества именно цвет был символом богатства и власти («…В белом плаще с кровавым подбоем…»).
И хватило всего 300 лет, чтобы мы перестали видеть в радуге чудо, и меньше 100 лет, чтобы начали считать цвет пошлостью.
Человечество стремилось сделать цвет доступным всем, а, сделав так, потеряло много больше – волшебство. Оно утекло сквозь пальцы, вместе с загадкой радуги. Наш мозг свою задачу выполнил с блеском – о цвете мы знаем столько, сколько никто до нас, а теперь самое сложное – основываясь на этом знании прийти к гармонии.
Tags: текст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments